Семьдесят девять лет назад пятого мая была освобождена станица Крымская
Читайте также:
- Впервые с начала пандемии «Бессмертный полк» в Крымске пройдет в очном формате (05.05.2022 12:26)
- Крымские пожарные потушили загоревшийся поезд (04.05.2022 14:14)
- В Крымском районе начнут производить новые лекарства (28.04.2022 16:27)
5 мая 1943 года станица Крымская была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Вот как описывал эту битву специальный корреспондент «Красной Звезды» Майор П. Трояновский:
«Издалека слышен гул артиллерийской канонады. На горизонте полыхает зарево, шоссе забито машинами, пушками, людьми. Все движется на запад, к Крымской.
Сегодня ночью наши войска штурмуют сильно укрепленный узел немецкой обороны в низовьях Кубани – станцию и районный центр Крымскую. Сотни орудий всех калибров ведут сосредоточенный огонь по вражеским укреплениям, накрывают плотными залпами места переправ, артиллерийские позиции и командные пункты противника. По темным кустам, по канавам и руслам речушек пробираются вперед группы автоматчиков, прижимаясь к разрывам своих снарядов.
Еще ночь, но в районе Крымской светло, как днем. Немцы подожгли все наиболее крупные строения. С рассветом бой достиг высшего напряжения. Наши передовые части зацепились за станцию и за совхозные строения на северной стороне Крымской, стали обходить противника с юга и севера. В 5 часов утра один полк ворвался на восточную окраину станицы.
На рассвете пошли эшелон за эшелоном наши штурмовики, бомбардировщики и истребители. Они нанесли сильные удары дрогнувшему врагу. Немецкая авиация попыталась воспрепятствовать действиям наших самолетов, но безуспешно. Советские истребители быстро очищали район боев от вражеской авиации. Одна схватка в воздухе сменялась другой.
Стиснутые с трех сторон, немцы отходили, но, отходя, отчаянно сопротивлялись. Немецкая пехота кидалась в контратаки, артиллерия и минометы пытались бить по нашим боевым порядкам. Советская авиация и артиллерия всякий раз преграждали путь контратакующему врагу, подавляли его артиллерию. К часу дня вся станица была очищена от немецких войск. Бой переместился дальше на запад.
Теперь можно было обозреть место многодневных упорных боев. Гильзы, разбросанные снаряды, кучи противогазов. Во многих местах валяются трупы немцев. Там, где были огневые позиции артиллерии и минометов, лежат развороченные четыре орудия немецкой батареи. Здесь все изрыто авиабомбами и снарядами. Под комьями еще сырой земли видны трупы вражеских артиллеристов. Позади сада – развалины двухэтажного каменного дома, под которым немцы соорудили вместительный блиндаж. В блиндаже разбросаны бумаги, газеты, на деревянном столе стоит пишущая машинка. Здесь, наверно, был штаб немецкой части. Блиндаж и четырех местах продырявлен снарядами нашей тяжелой артиллерии. Когда идешь по самой станице, то видишь угли и пепел, следы погрома. До немецкой оккупации здесь насчитывалось до 25 тысяч жителей. Сейчас в редком квартале можно встретить человека, как будет вымерла станица. Но есть еще дома, в которых сохранились люди. Они очень рады приходу Красной Армии, но на их изможденных лицах лежит отпечаток всего пережитого при немцах. Недалеко от бывшего здания райисполкома мы встретили бледного, сгорбившегося старика. Опираясь на палку, он тяжело переставлял ноги.
— Титов, — сказал нам старик, — Алексей Алексеевич Титов, врач-невропатолог. Вы меня за старика принимаете.
Сорокалетний, цветущий мужчина превратился за девять месяцев немецкого плена в больного разбитого старика. Последние два месяца он не вылезал из подвала, так как немцы все время угрожали ему уводом в тыл. Сейчас, несмотря на опасность, он вышел на воздух, чтобы посмотреть на родную армию, на русских людей, на свое родное и теплое кубанское солнце. Немцы разграбили его больницу, уничтожили ценное оборудование, выгнали врача из его дома. Фашисты отняли у него все до последнего носового платка, может быть, отняли бы и жизнь, если бы его не спасли соседи.
Советские воины мстят врагу. Они далеко продвинулись за станицу и сейчас штурмуют новые укрепления врага. Беспрестанно гремит артиллерия. В воздухе один эшелон самолетов сменяет другой. Бои продолжаются с прежним упорством и ожесточением.
Новости на Блoкнoт-Крымск