Крымск Воскресенье, 28 апреля
Общество, 09.11.2022 11:34

9 ноября 1919 года был утверждён проект на сооружение в Крымске конно-железной дороги

103 года назад в этот день 9 ноября 1919 года был утверждён проект на сооружение в Крымске конно-железной дороги с расценочной ведомостью 1 237 959 руб. 60 коп. при ширине колеи 0,82 метра, протяжённостью 3 версты 50 сажен. (около 3км. 300 метров)

Железная дорога, соединявшая железнодорожную станцию с остальной частью станицы, просуществовала несколько лет, а затем ее забросили.

Из книги Кочериди Ю. Д. Город Крымск и Крымский район: прошлое и настоящее:

«К приходу советской власти были исполнены земляные работы по прорытию канав, «окончена деревянная труба отверстием 0,5 сажени (1,07м.) и два деревянных моста –1,5 (3,2м.) и 3,0 (6,4м.) сажен и уложено 2 версты (2,13км.) путей». Гражданская война помешала достроить дорогу. В ГАКК (Государственный архив Краснодарского края) хранится переписка Крымского ревкома о восстановлении железной дороги от станции Крымская до станицы.

В письме за № 6427 в Кубано-Черноморский совнархоз от 13 мая 1920 года ревком ст. Крымской просил «поручить предпринимателю Василию Григорьевичу Духову достроить железную дорогу, которая является весьма важной и необходимой, так как во время грязи сообщение со станцией совершенно прерывается». Свой выбор ревком мотивировал тем, что «В.Г. Духов известен с лучшей стороны, много сделавший для станицы и стремившийся к процветанию её благосостояния». Кроме того, ревком просил выделить два паровоза «американской системы инженера Балдвина, так как лошадиная тяга не может осуществляться ввиду страшной дороговизны лошадей и полного отсутствия корма, да и по многим другим причинам».

Кубано-Черноморский совнархоз постановил выделить трофейной комиссией штаба 9-й армии семьдесят восемь бочек цемента, вагон с рельсами узкой колеи, а также предложил крымскому ревкому выслать «агента в Усть-Лабу к инженеру Поступинскому для получения необходимого инвентаря и материалов».

Из-за дефицита денег и материалов строительство шло очень медленно, но Духов не сдавался.

«При отступлении белых из Крымской ими взяты 4 лошади с упряжью с узкоколейной дороги, на которой теперь ни одной лошади нет, – с горечью он отмечал в своей записке в совнархоз. – А потому прошу о выдаче 4 лошадей и коляски или разрешения купить всё это и выдать для всего этого деньги... Крымская узкоколейная дорога может быть открыта для временного движения. А просьба о выделении 2–3-х малых паровозов является гласом вопиющего в пустыне». В деле имеется смета на 1 672 937 руб. 15 коп., предусматривавшая выполнение в 1920 году следующих работ: «Сделание и установка тормозов на 6 пассажирских вагонах, устройство переводок и стрелок, устройство деревянного моста через Адагум длиною 21 саженей, устройство двух крытых помещений для ожидающей публики, приспособление вагонов к пассажирскому движению, приспособление товарных платформ для перевозки грузов».

В январе 1921 года ревком ст. Крымской ходатайствует уже о продлении дороги до Слободки. В ГАКК хранится заключение бюджетной комиссии КЧСНХ (Кубано-Черноморского Совета народного хозяйства) от 02.02.1921 г.:

«Принимая во внимание важность и срочность постройки узкоколейной железной дороги до Слободки протяжённостью 1,7 версты, постановил на эти цели отпустить 5.797.136 рублей. Путь протяжённостью 2,8 версты не удовлетворяет нужд населения, так как дорога соединяет станцию только с центром станицы у церкви».

На постройку требовалось 2 месяца. Видимо, ремонт так и не был закончен полностью. Дорога была передана арендатору, который вскоре её бросил. Оборудование начало расхищаться. 22 октября 1922 года конно-железная дорога была передана в безвозмездное пользование Крымскому волостному исполкому, который запланировал отремонтировать дорогу и пустить трамвай конной тягой, продлить линию до волостного исполкома, а в будущем довести её до конца, т. е. до нефтяных промыслов и до Азовского моря (Темрюк).

Отсутствие средств не позволило выполнить задуманное. 20 ноября 1922 года вследствие осадки насыпи стал невозможным переезд через узкоколейку по улицам Ленина и Либкнехта. Дорога далее этих улиц была демонтирована. В 1923 году на оставшейся части дороги «проводились солидные работы – подсыпка линии, исправление выемки, подводка линии к пакгаузам».


Новости на Блoкнoт-Крымск
крымсккрымский район
0
0